Привет,
Статистика показывает, что большинство людей, подписанных на этот курс - женщины. Поэтому сегодняшнее письмо будет иметь феминистический оттенок. Уверена, что если вы - мужчина, то вам, как приличному человеку, оно тоже будет полезным.
С тем, о чем писать, мы разбирались в предыдущем письме. Теперь давайте поймем, где и как вы будете это делать, потому что это тоже важно.
Во время жизни в однокомнатной квартире я делала взятую на дом работу ночами на кухне, чтобы не будить ребенка светом компьютера. Я была молода и гибка, меня устраивало сидеть на жестком табурете за кухонным столом, потирая озябшие от сквозняка пятки. Ну а в детстве, как во многих других интеллигентных семьях советского разлива, у нас был культ кабинета – комнаты, в которой находилась библиотека и письменный стол, печатная машинка и проигрыватель. Кабинеты моих дедушек по обеим линиям зеркалили друг друга, как квартиры в фильме “Ирония судьбы”. Интересно, что они предназначались для мужчин. Одна бабушка была педиатром – допускаю, что ей кабинет был ни к чему, но вот другая - преподавателем литературы. И кабинет не доставался даже той женщине, которой он был необходим по работе.
Мой семейный расклад – отражение вековой традиции не только советской, но и европейской, по которой письмо было занятием мужчин, а женщины писали в перерывах между хлопотами по хозяйству за кухонным или швейным столе. И хорошо еще, если писали что-то свое. А то, бывало, и переписывали мужнино, как жены великих русских писателей. А в викторианской Англии страсть к писательству считалась симптомом психического расстройства и частенько приводила женщин в соответствующую лечебницу.
Привычной ролью женщины, если мы говорим о письме, была роль музы. Или прототипа героини. Ни той ни другой не нужен собственный кабинет, сами понимаете. Но сегодня, когда мы радостно движемся к гендерному равенству (или хотя бы мечтаем об этом) никто не может указывать женщинам на то, где их место, и что оно не за письменным столом.
В знаменитом эссе “Своя комната” говорится о том, почему женщинам в 19 веке было неизмеримо сложнее что-либо написать, чем мужчинам. Одна из ключевых мыслей, которая и дала эссе название, - отсутствие личного пространства для того, чтобы сесть и сконцентрироваться на тексте, которую отвлекают то дети, то партнер, то какие-нибудь домашние дела.
Впрочем, у этой идеи есть и критики, которые считают, что уметь писать посреди шума, бьющей ключом жизни, за столом, который покрыт пятнами супа, пролитого детьми – это сверхспособность, которая делает написанное круче и живее. Невозможно подсматривать жизнь и подслушивать диалоги, если вы прячетесь от этой жизни за стеной кабинета.