Как писать в соцсетях, чтобы вас читали?
Письмо 1
Как разрешить себе писать?
Привет,

Я хорошо понимаю людей, у которых есть тетрадка, куда они записывают цитаты великих. Можно посмеиваться над ними сколько угодно, но как бы народная мудрость ни уверяла, что дело лучше слова, а болтать – не мешки ворочать, часто слова влияют на нашу жизнь сильнее, чем что бы то ни было.

Когда я стала главным редактором журнала, мне было 27 лет. Несмотря на то, что я работала с этой командой уже год, победила в многоступенчатом конкурсе на должность и прошла собеседование с нью-йоркским офисом, в глубине души я считала, что недостаточно хороша, чтобы сидеть на стуле главреда. Ко всему прочему, мы подружились с моей предшественницей. Однажды мы стояли в очереди в ночной клуб, и к ней подбежала девушка со словами: “Вы себе не представляете, как я обожаю вас! Когда вы ушли, я перестала покупать журнал, это совсем не то!”. Я залилась краской.

Этот случай, конечно, подтвердил мои страхи. Целый год, когда я садилась писать письмо редактора, я представляла себе, как бы его написала моя экс-коллега. Какие слова надо использовать, чтобы было правильно? Как писать, чтобы никто не сказал “это совсем не то”? Редактировать тексты и планировать работу редакции было не так страшно, потому что эти усилия оставались невидимыми для читателей – они ведь получали готовый продукт. Но от письма редактора отвертеться было невозможно. Приходилось выходить из сумрака. Я всегда откладывала письмо на самый последний момент, как студенты оттягивают подготовку к экзамену. Но шло время, и страх перестал быть таким цепким, потому что продолжать делать то, от чего тебе страшно, – лучшее противоядие.

В тот первый год я поняла, почему некоторые люди пишут в письмах редактора про смену времен года или пересказывают содержание журнала – это безопасно! Это делает тебя таким же невидимым, как если бы ты ничего не писал. Страшно открыться и рассказать о своей жизни. А написать: “вот и наступила осень: в воздухе витают паутинки и аромат тыквенного латте” – гораздо проще.

И вот однажды я прочитала чеховскую строчку:

“Наличие больших собак не должно смущать маленьких собак,
ибо каждая лает тем голосом, который у неё есть”.
Эта цитата, я не преувеличиваю, изменила мой подход к письму. Да что там, она повлияла на всю мою жизнь. Она приходит мне в голову всякий раз, когда сравнение с другими мешает мне что-то сделать. Я существую, я умею складывать буквы в слова, я пишу только о том, что знаю, я пишу то, что хочу, я не обманываю читателя, когда пишу о своем отношении к тому или иному вопросу, и этого достаточно для того, чтобы позволить себе писать – сколько бы поколений “правильных” авторов ни было до меня, и сколько ни придет после.

Вот так вот просто.

  • Даже если то, что вы пишете, никогда не станет “Вишневым садом”, разрешите себе писать.

  • Даже если на бумаге все будет не так идеально, как вам представлялось в голове, разрешите себе писать.

  • Даже если вы когда-то услышали слова “если можешь не писать, не пиши” и они вас неприятно поразили, разрешите себе писать.

Потому что если вы читаете это письмо, это значит, что писать вы хотите. Это значит, что вы не можете не писать.
И не забывайте – улучшить свое письмо можно только, если вы что-то написали. Отредактировать текст до непогрешимого состояния у себя в голове невозможно. Ждать, когда к тебе придет готовый идеальный пост – тупиковый вариант развития событий. Потому что, скорее всего, вам надоест ждать, и вы пойдете есть мороженое под “Нетфликс”.

Поэтому я думаю, сегодня достаточно хороший день, чтобы убрать подальше линейку, которую вы к себе прикладываете: где я, а где настоящие писатели/журналисты/пиарщики/блогеры из “Фейсбука”.

Главное препятствие на пути к тому, чтобы начать писать истории о себе – не реальное неумение писать, а страх. Совершить грамматические или стилистические ошибки, написать не так круто и убедительно, как известный блогер, страх, что людям будет не интересна ваша жизнь, страх, который вложила в голову какая-нибудь учительница по литературе, которая поставила двойку за ваше “неправильное” мнение о романе “Путь Абая”. Думаю, сегодня достаточно хороший день, чтобы вежливо попросить этот страх заткнуться.

Не надо бояться совершить грамматические ошибки. Не надо переживать, что вы не найдете идеальные связки между абзацами. Как бы ни были важна грамотность для опубликованного текста, хорошая история – не равно грамотный текст. Пройтись по истории с полировочной пилкой можно после, когда она уже написана. Никто не мешает вам редактировать и менять ваш текст столько раз, сколько вы сочтете нужным. Хоть 14 раз, как это делает писатель и колумнист "Нью-Йоркера" Дэвид Сейдарис. У вас будет на это достаточно времени.

Не бойтесь, что темы, на которые вы хотите и можете писать, незначительны. Да, вы не покоряете Эверест каждый день, и не каждый день, к счастью, попадаете в леденящие душу переделки. Ничего страшного!

Ваша история может быть маленькой и при этом касаться универсальных вопросов. Как профессиональный читатель, могу подтвердить, что это невыразимо прекрасно – начать читать про пирожки с капустой, а оказаться в "космосе”.

Мы пойдем к тому, чтобы писать истории
о себе, маленькими шагами. Мы будем писать коротко и просто. Мы будем описывать обычные ситуации, которые являются частью обычной жизни. Мы будем записывать события в хронологическом порядке, так, как они происходили в жизни. Главное – мы будем писать.

Мне кажется, под занавес назрела необходимость в еще одной цитате. Теперь это будет писатель Жюльен Грин, который сказал:
“Секрет заключается в том, чтобы писать о чем угодно, просто осмелиться
хоть что-либо написать, потому что когда вы начинаете писать –
все равно о чем – вы начинаете говорить нечто важное”.

Для вдохновения:


Роль гречки в сторителлинге


Начинать историю с чего-то банального, бытового, приземленного и хорошо вам знакомого – удобный прием. Он помогает погрузиться в письмо без стресса, а еще
такие “точки входа” вызывают эмпатию у читателя, позволяют ему расслабиться и заинтересоваться. Посмотрите, как Татьяна Толстая “играет” с гречкой в своем рассказе.
Все время убеждаюсь, как полезно то, о чем рассказывает Брене Браун, любому творческому человеку, любому, кто делает что-то из пустоты. А разве те, кто пишет текст, не делает из ничего (пустота белого листа) что-то (историю)?
Если вы не знакомы с ее исследованиями уязвимости и стыда, вот самое знаменитое TED-выступление Брене Браун с русскими субтитрами.

А здесь можно послушать на английском ее подкаст, где Брене говорит, что, если вы делаете только те вещи, которые делаете хорошо, то останавливаетесь в развитии. Этот принцип можно применить и
к написанию текстов.
"Сила уязвимости"
Брене Браун

Задание: вспомните одно событие прошедшей недели, которое вам запомнилось. Это может быть спор с другом, разговор на улице с незнакомцем или нежные объятия ребенка, который подбежал к вам, когда вы вернулись с работы. Подумайте о деталях, которые напрямую не связаны с этим событием, но тем не менее, имеют к нему отношение. Запишите цепочку событий, не забывая про визуальные детали, свои чувства и мысли по этому поводу, а также – если он приходит вам в голову – вывод, который подытожит ваше отношение к ситуации. Если вам комфортно, покажите текст близкому, кто вас любит и относится бережно, послушайте добрые слова и поверьте в них . Если вы не готовы, прочитайте эту маленькую историю про себя. Автор – это тоже аудитория своего собственного текста.

Вы можете выполнять задания в этом миникурсе в удобном для вас ритме и любой последовательности. А можете вовсе не выполнять – как вам будет угодно.

*Выполнять задания не обязательно, но рекомендуется, чтобы закрепить уроки курса. Мы не даем фидбек по выполненным заданиям, но с радостью смотрим и делимся ими в инстаграме (не забудьте отмечать @makisheva, @edgravity и хэштег #историиповсюдуМайя)

Прочитали письмо?